|
Наши учителяМы знаем, как важен преподаватель в обучении. Все учителя
399 школы имеют специальную квалификацию и большой опыт
преподавания. Наши преподаватели подбираются с учетом их личностных
качеств, энтузиазма, творческого подхода и желания работать на
результат. В школе работают учителя высокой квалификации. Они
реализуют весь свой творческий, научный, душевный потенциал при работе
с детьми. Совместно с психологической службой школы педагоги
работают над проблемой индивидуализации обучения. На своих уроках они
используют разнообразные формы и методы работы, которые учитывают
темперамент, темп, быстроту, точность работы каждого ребенка. Особые
подходы выработаны в работе с детьми правополушарниками и
левополушарниками. Учителя работают с интересом и постоянным стремлением к развитию. На
уроках учащиеся ставятся в активную позицию, включаются в
равноправные, партнёрские отношения с учителями, находятся в ситуации
поиска. Всё это позволяет успешно усвоить базовый материал и создаёт
условия для дальнейшего развития творческих способностей каждого
ребёнка.
Методическая помощь«Кто не умеет – учит?»
Бернард Шоу как-то сказал:
«Кто умеет – делает, кто не умеет – учит». Фраза стала крылатой – а ведь
Шоу ошибся. В современном мире становится очень важным уметь учиться, а
кто-то должен этому учить. Как уговорить 30 человек, а может быть и больше
действовать в одном направлении, как убедиться, что все тебя поняли
правильно и однозначно? Очень просто: нужно быть хорошим учителем и помнить
основные принципы преподавания.
-
Дело не в вас – дело в
учениках. Некоторые учителя думают, что их задача – наполнять своими
знаниями пустые головы учеников. Неверное представление. Лучшие учителя
считают своим долгом задавать себе вопрос не «Что я сегодня расскажу?», а
«Что будут изучать мои ученики?».
-
Изучайте своих учеников.
Одного знания материала недостаточно. Нужно знать о тех, кого вы учите –
их способности, потребности и опыт. Иначе как вы сможете определить, что
они уже знают, а чему им нужно учиться?
-
Учитесь создавать
комфортную обстановку на уроке. Забота о создании эмоциональной,
интеллектуальной и психологической благоприятной обстановки для обучения
должна быть ежедневной.
-
Заражайте учеников
энтузиазмом и целеустремленностью. Разница между хорошим и великим
учителем не мастерстве, а в степени увлеченности. Увлеченности материалом,
процессом преподавания.
-
Имейте право на
незнание. Дети доверяют и охотно работают с теми, кто делится с ними
своими сомнениями. Признавшись, что вы чего-то не знаете, вы даете понять,
что сами еще учитесь.
-
Познай самого себя. Ты
учишь тому, какой ты есть, привнося в преподавание свой взгляд на мир,
свои идеалы.
-
Повторяйте важные
положения. Важно, оставаясь последовательным, избегать предсказуемости и
скуки, повторяйтесь каждый раз по разному.
-
Учитесь задавать хорошие
вопросы. Обучение связано с познанием неизвестного, а исследование
начинается с вопросов, способствующих глубокому пониманию. Лидер среди них
– « почему». Лучший учитель заинтересован не столько в
ответе, сколько в том, чтобы ученики рассуждали над вопросом.
-
Перестаньте все время
говорить – научитесь слушать. Эффективное преподавание – это улица с
двусторонним движением: диалог, а не монолог.
-
Дайте возможность вашим
ученикам учить друг друга. Вы не единственный, у кого ваши ученики могут
чему-либо научиться. Они учатся также у своих сверстников и на личном
опыте.
-
Никогда
не прекращайте учить.
Одно из самых важных условий успешного преподавания – любовь к своему
делу, которая не должна заканчиваться после звонка с урока.
Инструкция по ведению
классного журнала
-
Классный журнал является
государственным документом и его ведение обязательно для каждого учителя
-
Заместители директора по
УВР обязаны обеспечить хранение классных журналов. Систематический
контроль за ведением классных журналов осуществляется администрацией.
-
Учитель, ведущий первый
урок, берет журнал, а после окончания занятий учитель, ведущий последний
урок сдает его.
-
Заместитель директора
дает указания учителям о распределении страниц журнала, отведенных на
текущий учет посещаемости и успеваемости учащихся на год в соответствии с
количеством часов, выделенных в учебном плане на каждый предмет.
-
Учитель обязан
систематически проверять и оценивать знания учащихся, а так же отмечать
посещаемость школьников. На правой стороне развернутой страницы журнала
учитель обязан записывать тему, изученную на уроке, и задание на дом.
-
По письменным работам
оценки проставляются в графе того дня, когда проводилась письменная
работа.
-
Все колонки оценок
(письменные, лабораторные, практические, самостоятельные, проверочные
работы, фронтальный опрос, чтение наизусть, оценки за ведение тетрадей,
словарные и терминологические диктанты и т.п.) должны быть подписаны, т.е.
должен быть назван вид работы.
-
При проведении
практических и лабораторных работ, экскурсий, письменных контрольных работ
следует указать их тему.
-
Итоговые оценки за
каждую четверть или полугодие выставляются учителем после записи даты
последнего урока по данному предмету в четверти или полугодии. Оценки
заносятся классным руководителем в сводную ведомость.
-
Классный руководитель
аккуратно записывает в классном журнале фамилии и имена учащихся в
алфавитном порядке, заполняет «Общие сведения об учащихся», отмечает
количество уроков, пропущенных учащимися, и подводит итоги о количестве
дней и уроков, пропущенных каждым учащимся за четверть и учебный год.
-
Систематически заполняет
страницы классного руководителя («Классные часы», «Внеклассные
мероприятия», «Экскурсии», изучение правил дорожного движения и
противопожарной безопасности, ОБЖ). Сведения об участии учащихся в
кружках, факультативах, общественной работе заполняются также классным
руководителем.
-
Страница «Показатели
физической подготовленности учащихся» заполняется учителем физической
культуры.
-
«Замечание по ведению
классного журнала» заполняются заместителем директора по УР.
-
«Листок здоровья»
заполняется медицинскими работниками.
-
Все записи в классном
журнале должны вестись четко, аккуратно синей пастой. Стирать в журнале
резинкой и бритвой категорически запрещается. В исключительных случаях при
исправлении оценки учитель должен аккуратно выставить рядом
соответствующую оценку.
-
При замещении уроков
учителем, не работающем в данном классе, запись замещений следует сделать
на странице замещаемого предмета. При записи замещений обязательно указать
тему урока и домашнее задание.
-
Классный руководитель
класса несет ответственность за состояние журнала своего класса, следит за
систематичностью ведения журнала учителями-предметниками, работающими в
классе, анализирует успеваемость учащихся, объективность выставленных
четвертных, полугодовых и итоговых оценок.
«Устный
опрос – чего уж проще?»
Но посмотрим на него «под
микроскопом». Учитель задает вопрос. Что происходит? Одни ученики поднимают
руку, другие – нет. Один отвечает, а остальные? Есть альтернатива!
-
«Светофор». Нужна лишь
полоска картона, с одной стороны красная, с другой – зеленая. При опросе
ученики поднимают «светофор» нужной стороной к учителю, сигнализируя о
своей готовности к ответу. Красный сигнал – сигнал тревоги – «я не знаю».
-
«Базовый лист контроля».
На первом уроке новой темы учитель вывешивает «Б.Л.К.». В нем перечислены
основные правила, понятия, формулировки и формулы, которые обязан знать
каждый. В старших классах лист «двухэтажный». Первая его половина –
обязательный минимум для всех. Вторая – дополнительные вопросы для
претендентов на «отлично».
-
«Опрос по цепочке».
Рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому
жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа.
-
«Программируемый опрос».
Ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных. В устном
опросе эту форму обычно не используют. А зря. Хороший шанс получить
столкновение мнений, в котором «Переплавится» непонимание. Пусть поспорят!
-
«Магнитофонный опрос».
Ответ ученика записывается на магнитофон, чтобы потом он сам мог себя
послушать. Анализируйте, оценивайте, самооценивайте.
-
«Взаимный опрос». Опрос
учениками друг друга по базовым листам. Основная цель – регулярное
проговаривание основных вопросов вслух, повторение.
-
«Защитный лист». Перед
каждым уроком, всегда в одном листе, лежит «Лист защиты», куда любой
ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным,
что его сегодня не спросят. Зато учитель, подшивая листы, держит ситуацию
под полным контролем. А если «защитился» весь класс?. – «Ладно, но завтра
жесткая контрольная». Один раз нарвутся – другой раз не захотят. В
зачетный, контрольный урок «лист защиты» не работает.
Резюме:
Системно организованная
работа по управлению деятельностью детей на уроке дает гораздо меньше сбоев,
чем это бывает при ее отсутствии.
«Осуществление
дифференцированного и индивидуального подхода в обучении»
Попробуйте ответить себе на эти вопросы после
проведенного урока.
-
Соответствуют ли
развивающие задачи диагностическим данным о классе?
-
Как спроектирована
работа с отдельными учащимися?
-
Какие ошибки и трудности
учащихся учтены?
-
Подготовлены ли
индивидуальные и групповые задания, насколько они соответствуют
познавательным возможностям детей?
-
Подобраны ли виды
деятельности учащихся с учетом их индивидуальности?
-
Учтены ли внеурочные
интересы и склонности учащихся?
-
Как организовано
осмысленное и прочное усвоение учебного материала учащимся с низким
уровнем обучаемости?
-
Какие приемы и средства
используются в работе со способными учениками для достижения углубленного
и расширенного усвоения темы?
-
Учитываются ли трудности
и ошибки учащихся, возникающие в процессе объяснения нового материала,
как они предупреждаются и устраняются?
-
Предлагаются ли учащимся
дифференцированные задания или работа осуществляется по единым образцам?
-
Способствуют ли
самостоятельные задания продвижению в «зону ближайшего развития» ученика?
-
Соответствуют ли
контроль и оценка результатов проявленной работоспособности, склонностям
учащихся?
-
Проводится ли работа по
обучению приемам само- и взаимоконтроля? · Как обеспечивается
надлежащий темп обучения?
-
Учтены ли особенности
детей при создании групп и пар?
-
Какие формы коллективной
познавательной деятельности используются, насколько они результативны?
-
Организована ли
взаимопомощь, если да, то как?
-
Ведется ли учителем учет
трудностей в учебной работе учащихся?
-
Дифференцируется ли
домашнее задание?
-
Какие формы и методы
проверки домашнего задания используются в работе е разными учениками,
какова их результативность?
Образовательная среда
уроков в данном классе рассматривается с точки зрения рациональности методов
и организационных форм занятий, педагогических технологий, эффективности
деятельности педагогов по созданию ориентировочной основы на занятиях,
активизации познавательной деятельности учащихся, организации контроля и
создания положительного эмоционального настроя и регуляции поведения
учащихся.
Подробнее прочитать об
анализе урока можно в учебном пособии: Г.Б.Скок «Как проанализировать
собственную педагогическую деятельность», Москва, 2001г.
«Как подготовить урок»
Урок – главная составная
часть учебного процесса. Качество подготовки учащихся во многом определяется
уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью,
его атмосферой. Как же построить урок, который вызывал бы у детей искренний
интерес, подлинную увлеченность, формировал их творческое сознание?
Рекомендации, приведенные
ниже, могут помочь в подготовке урока.
-
Четко определить и сформулировать для себя его тему:
-
Определить место темы в
учебном курсе;
-
Определить ведущие
понятия, на которые опирается данный урок, посмотреть на урок
ретроспективно.
-
Определить цели.
Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую
установку урока – зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить
обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
-
Спланировать учебный материал урока
Подобрать литературу по
теме
Подобрать учебные
задания, целью которые является: -
Узнавание нового
материала;
-
Воспроизведение;
-
Применение знаний в
незнакомой ситуации;
-
Творческий подход к
знаниям;
-
Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к
сложному».
-
Составить три набора заданий: -
Задания, подводящие
ученика к воспроизведению материала;
-
Задания,
способствующие осмыслению материала учеником;
-
Задания,
способствующие закреплению материала учеником.
-
Продумать «изюминку»
урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление,
изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить. Это
может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт,
нестандартный подход к уже неизвестному.
-
Сгруппировать
отобранный учебный материал. Продумать, в какой последовательности
будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена
смена видов деятельности учащихся. Главное при группировке материала –
умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную
активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.
-
Контроль за
деятельностью учащихся. Продумать:
При этом не забывать,
что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки
и затруднения, а также показать учащимся подлинный интерес учителя к их
работе.
-
Оборудование урока.
Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов,
технических средств обучения.
-
Домашние задания.
Продумать содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению.
-
Конспект урока
Подготовленный таким
образом урок должен лечь в конспект, который должен содержать три основные
части:
· Формальную;
· Содержательную;
· Аналитическую.
Формальная часть выглядит так:
Дата
Урок №
Тема:
Цели:
Оборудование:
Последовательность
отдельных этапов урока.
Литература
Содержательная часть
Тексты всех заданий, новый
учебный материал, решающие задачи, рекомендации по выполнению домашнего
задания. Особенное внимание обратить на то, чтобы вопросы учителя в
конспекте были выделены другим цветом: зафиксирована на каждом этапе
деятельность учителя и учеников.
Аналитическая часть
обратите внимание -
заполняется после урока – самоанализ урока.
«Работа над ответом ученика»
Опрос предполагает
систематическую работу над совершенствованием знаний учащихся, развитием их
языковой культуры и мышления, способностей давать развернутый, полный
логически последовательный и аргументированный ответ. Мы не можем
ограничиваться только изложением фактов, главное в ответе ученика –
рассуждения, самостоятельный анализ, объяснение явлений.
Работа над ответом ученика
– один из решающих факторов формирования знаний. Раньше были специальные
предметы, развивающие культуру речи: пиитика, риторика, логика. Теперь эти
предметы не включены в учебный план. Предполагается, что учителя-
предметники будут сами обучать искусству ответа. Опыт лучших учителей
показывает, что существует целая система работы по выработке умений учащихся
давать полный и глубокий ответ.
Вот наиболее
распространенные и доступные приемы:
• учитель сам дает полный
ответ на поставленный вопрос, демонстрируя образец ответа. Тут же требуется
повторение ответа учащимися;
• составляются планы и
совместными усилиями подбирается и располагается материал;
• в отдельных случаях
разрешается пользоваться при подготовке ответа учебником, тетрадями,
пособиями;
• после ответа учащегося
проводится тщательный его анализ, дополняются отдельные разделы,
подчеркиваются ошибки в языке, логике изложения, аргументации, выводах;
• время от времени пишутся
краткие письменные ответы на те или иные вопросы;
• учитель дает краткий
анализ ответа ученика.
• Учитель ни в коем случае
не допускает односложных ответов, не вмешивается в ход ответа, не задает
постоянно наводящих и подсказывающих вопросов.
«Формирование
познавательного интереса учащихся на уроке»
-
Создание положительного
эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.
-
Сообщение в начале урока
не только темы, но и последовательности урока.
-
Обсуждение с детьми в
конце урока не только того, что «мы узнали», но и того, что понравилось
(не понравилось) и почему; что хотелось бы выполнить еще раз, а что
сделать по-другому.
-
Использование проблемных
творческих заданий.
-
Применение заданий,
позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную,
графическую, условно-символическую).
-
Использование
разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих
раскрывать субъектный опыт учащихся.
-
Создание атмосферы
заинтересованности каждого ученика в работе класса.
-
Стимулирование учащихся
к высказываниям, использованию различных способов выполнения задания без
боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.
-
Использование в ходе
урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее
значимые для него вид и форму учебного содержания.
-
Оценка деятельности
ученика не только по конечному результату (правильно — неправильно), но и
по процессу его достижения.
-
Поощрение стремления
ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать
способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее
рациональные.
-
Создание педагогических
ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять
инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание
обстановки для естественного самовыражения ученика.
«Как подготовить тест»
Введение тестирования в
практику школьного обучения – факт неоспоримый. В основном используются
тесты успешности, которые измеряют количество знаний и умений, полученных
учеником при изучении темы. Существует много стандартных тестов успешности,
представленных в методических пособиях, но многие тесты составляет сам
учитель. Познакомимся с тестами поближе.
Например, обучающие и
обобщающие тесты успешности. Различия между ними
заключается в их применении.
Обучающие тесты выявляют
области, в которых ученики достигли наибольших и наименьших результатов в
ходе обучения. Цель – оценить уровень знаний, выявить неусвоенные вопросы,
откорректировать дальнейшее обучение.
В конце изучения темы
проводят обобщающие тесты, позволяющие определить итоговый уровень
полученных результатов.
Объективные тесты и тесты
– эссе.
Выбор варианта
тестирования связан с особенностями учебного материала. Например, учебный
материал по точным и естественнонаучным предметам может быть формализован и
структурирован, но по гуманитарным предметам это сделать сложнее. Тесты
различаются использованием закрытых вопросов (с набором готовых ответов,
объективные тесты) или открытых (ответ предлагается сформулировать учащимся,
тесты-эссе).
«Объективный тест»
означает «не предполагающий интерпретации». Такой тест может представлять
собой серию задач с набором единственно правильных решений, вопросы с
несколькими вариантами ответов, подбор пары, выбор верных, неверных
предложений, заполнение пропусков и.т.д.
Возможно предложение
разнообразных заданий внутри одного теста, так как общая оценка не зависит
от типа задания, вызвавшего затруднения у одного из учеников.
Если нужно выявить
родственные связи между сходными понятиями, то лучше всего подойдет задание
«подбери пару». Если для теста с множественным выбором трудно найти
несколько неправильных ответов, то эту проблему легко решить с помощью теста
правильных и неправильных утверждений.
Правила составления тестов
с выбором ответа
-
Высказывание должно быть
сформулировано четко и ясно, содержать только одну проблему, несущественные
детали опускаются.
-
Проблема в основе теста
должна быть сформулирована утвердительным предложением. Если вы используете
такие слова как «нет», «кроме», то их желательно либо подчеркнуть, либо
выделить жирным шрифтом.
-
Каждый ответ должен
соответствовать грамматической форме основного вопроса так, чтобы ни один
вариант не был заведомо неправильным уже по грамматическим признакам.
-
Категоричных слов типа
«всегда», «все», «никогда» нужно избегать, иначе они могут появиться во всех
альтернативных ответах. Большинство сообразительных людей при ответе на
вопросы теста знают, что нужно избегать категорических ответов.
-
Следует избегать двух
неверных ответов со сходным смыслом, так как это сужает выбор.
-
Не нужно пользоваться
точными формулировками, взятыми из учебника, так как слабые ученики могут
просто выбрать правильный ответ, не понимая, что он означает.
-
Не стоит часто
использовать выражения «все нижеследующее», «ничего из следующего», так как
они могут помочь тем ученикам, которые отвечают наугад.
-
Место правильного ответа
должно постоянно меняться. Четкая схема построения текста также является
подсказкой для ученика, который отвечает наугад.
-
Правильный ответ иногда
бывает намного длиннее и детальнее, чем другие. Это тоже подсказка.
Тест-эссе. Некоторые
области знаний (особенно гуманитарные) лучше оцениваются, когда ученику
предлагается самому составить ответ на вопрос. В этом случае хорошо подойдет
тест-эссе. Тест-эссе более всего похож на так называемый «проверочный
ди |
Календарь |
---|
« Май 2023 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
|