Мы знаем, как важен преподаватель в обучении. Все учителя 399 школы имеют специальную квалификацию и большой опыт преподавания. Наши преподаватели подбираются с учетом их личностных качеств, энтузиазма, творческого подхода и желания работать на результат.
В школе работают учителя высокой квалификации. Они реализуют весь свой творческий, научный, душевный потенциал при работе с детьми.
Совместно с психологической службой школы педагоги работают над проблемой индивидуализации обучения. На своих уроках они используют разнообразные формы и методы работы, которые учитывают темперамент, темп, быстроту, точность работы каждого ребенка. Особые подходы выработаны в работе с детьми правополушарниками и левополушарниками.
Учителя работают с интересом и постоянным стремлением к развитию.
На
уроках учащиеся ставятся в активную позицию, включаются в
равноправные, партнёрские отношения с учителями, находятся в ситуации
поиска. Всё это позволяет успешно усвоить базовый материал и создаёт
условия для дальнейшего развития творческих способностей каждого
ребёнка.
Методическая помощь
«Кто не умеет – учит?»Бернард Шоу как-то сказал: «Кто умеет – делает, кто не умеет – учит». Фраза стала крылатой – а ведь Шоу ошибся. В современном мире становится очень важным уметь учиться, а кто-то должен этому учить. Как уговорить 30 человек, а может быть и больше действовать в одном направлении, как убедиться, что все тебя поняли правильно и однозначно? Очень просто: нужно быть хорошим учителем и помнить основные принципы преподавания.
-
Дело не в вас – дело в учениках. Некоторые учителя думают, что их задача – наполнять своими знаниями пустые головы учеников. Неверное представление. Лучшие учителя считают своим долгом задавать себе вопрос не «Что я сегодня расскажу?», а «Что будут изучать мои ученики?».
-
Изучайте своих учеников. Одного знания материала недостаточно. Нужно знать о тех, кого вы учите – их способности, потребности и опыт. Иначе как вы сможете определить, что они уже знают, а чему им нужно учиться?
-
Учитесь создавать комфортную обстановку на уроке. Забота о создании эмоциональной, интеллектуальной и психологической благоприятной обстановки для обучения должна быть ежедневной.
-
Заражайте учеников энтузиазмом и целеустремленностью. Разница между хорошим и великим учителем не мастерстве, а в степени увлеченности. Увлеченности материалом, процессом преподавания.
-
Имейте право на незнание. Дети доверяют и охотно работают с теми, кто делится с ними своими сомнениями. Признавшись, что вы чего-то не знаете, вы даете понять, что сами еще учитесь.
-
Познай самого себя. Ты учишь тому, какой ты есть, привнося в преподавание свой взгляд на мир, свои идеалы.
-
Повторяйте важные положения. Важно, оставаясь последовательным, избегать предсказуемости и скуки, повторяйтесь каждый раз по разному.
-
Учитесь задавать хорошие вопросы. Обучение связано с познанием неизвестного, а исследование начинается с вопросов, способствующих глубокому пониманию. Лидер среди них – « почему». Лучший учитель заинтересован не столько в ответе, сколько в том, чтобы ученики рассуждали над вопросом.
-
Перестаньте все время говорить – научитесь слушать. Эффективное преподавание – это улица с двусторонним движением: диалог, а не монолог.
-
Дайте возможность вашим ученикам учить друг друга. Вы не единственный, у кого ваши ученики могут чему-либо научиться. Они учатся также у своих сверстников и на личном опыте.
-
Никогда не прекращайте учить. Одно из самых важных условий успешного преподавания – любовь к своему делу, которая не должна заканчиваться после звонка с урока.
Инструкция по ведению классного журнала
-
Классный журнал является государственным документом и его ведение обязательно для каждого учителя
-
Заместители директора по УВР обязаны обеспечить хранение классных журналов. Систематический контроль за ведением классных журналов осуществляется администрацией.
-
Учитель, ведущий первый урок, берет журнал, а после окончания занятий учитель, ведущий последний урок сдает его.
-
Заместитель директора дает указания учителям о распределении страниц журнала, отведенных на текущий учет посещаемости и успеваемости учащихся на год в соответствии с количеством часов, выделенных в учебном плане на каждый предмет.
-
Учитель обязан систематически проверять и оценивать знания учащихся, а так же отмечать посещаемость школьников. На правой стороне развернутой страницы журнала учитель обязан записывать тему, изученную на уроке, и задание на дом.
-
По письменным работам оценки проставляются в графе того дня, когда проводилась письменная работа.
-
Все колонки оценок (письменные, лабораторные, практические, самостоятельные, проверочные работы, фронтальный опрос, чтение наизусть, оценки за ведение тетрадей, словарные и терминологические диктанты и т.п.) должны быть подписаны, т.е. должен быть назван вид работы.
-
При проведении практических и лабораторных работ, экскурсий, письменных контрольных работ следует указать их тему.
-
Итоговые оценки за каждую четверть или полугодие выставляются учителем после записи даты последнего урока по данному предмету в четверти или полугодии. Оценки заносятся классным руководителем в сводную ведомость.
-
Классный руководитель аккуратно записывает в классном журнале фамилии и имена учащихся в алфавитном порядке, заполняет «Общие сведения об учащихся», отмечает количество уроков, пропущенных учащимися, и подводит итоги о количестве дней и уроков, пропущенных каждым учащимся за четверть и учебный год.
-
Систематически заполняет страницы классного руководителя («Классные часы», «Внеклассные мероприятия», «Экскурсии», изучение правил дорожного движения и противопожарной безопасности, ОБЖ). Сведения об участии учащихся в кружках, факультативах, общественной работе заполняются также классным руководителем.
-
Страница «Показатели физической подготовленности учащихся» заполняется учителем физической культуры.
-
«Замечание по ведению классного журнала» заполняются заместителем директора по УР.
-
«Листок здоровья» заполняется медицинскими работниками.
-
Все записи в классном журнале должны вестись четко, аккуратно синей пастой. Стирать в журнале резинкой и бритвой категорически запрещается. В исключительных случаях при исправлении оценки учитель должен аккуратно выставить рядом соответствующую оценку.
-
При замещении уроков учителем, не работающем в данном классе, запись замещений следует сделать на странице замещаемого предмета. При записи замещений обязательно указать тему урока и домашнее задание.
-
Классный руководитель класса несет ответственность за состояние журнала своего класса, следит за систематичностью ведения журнала учителями-предметниками, работающими в классе, анализирует успеваемость учащихся, объективность выставленных четвертных, полугодовых и итоговых оценок.
«Устный опрос – чего уж проще?»
Но посмотрим на него «под микроскопом». Учитель задает вопрос. Что происходит? Одни ученики поднимают руку, другие – нет. Один отвечает, а остальные? Есть альтернатива!
-
«Светофор». Нужна лишь полоска картона, с одной стороны красная, с другой – зеленая. При опросе ученики поднимают «светофор» нужной стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу. Красный сигнал – сигнал тревоги – «я не знаю».
-
«Базовый лист контроля». На первом уроке новой темы учитель вывешивает «Б.Л.К.». В нем перечислены основные правила, понятия, формулировки и формулы, которые обязан знать каждый. В старших классах лист «двухэтажный». Первая его половина – обязательный минимум для всех. Вторая – дополнительные вопросы для претендентов на «отлично».
-
«Опрос по цепочке». Рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа.
-
«Программируемый опрос». Ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных. В устном опросе эту форму обычно не используют. А зря. Хороший шанс получить столкновение мнений, в котором «Переплавится» непонимание. Пусть поспорят!
-
«Магнитофонный опрос». Ответ ученика записывается на магнитофон, чтобы потом он сам мог себя послушать. Анализируйте, оценивайте, самооценивайте.
-
«Взаимный опрос». Опрос учениками друг друга по базовым листам. Основная цель – регулярное проговаривание основных вопросов вслух, повторение.
-
«Защитный лист». Перед каждым уроком, всегда в одном листе, лежит «Лист защиты», куда любой ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато учитель, подшивая листы, держит ситуацию под полным контролем. А если «защитился» весь класс?. – «Ладно, но завтра жесткая контрольная». Один раз нарвутся – другой раз не захотят. В зачетный, контрольный урок «лист защиты» не работает.
Резюме:
Системно организованная работа по управлению деятельностью детей на уроке дает гораздо меньше сбоев, чем это бывает при ее отсутствии.
«Осуществление дифференцированного и индивидуального подхода в обучении»
Попробуйте ответить себе на эти вопросы после проведенного урока.
-
Соответствуют ли развивающие задачи диагностическим данным о классе?
-
Как спроектирована работа с отдельными учащимися?
-
Какие ошибки и трудности учащихся учтены?
-
Подготовлены ли индивидуальные и групповые задания, насколько они соответствуют познавательным возможностям детей?
-
Подобраны ли виды деятельности учащихся с учетом их индивидуальности?
-
Учтены ли внеурочные интересы и склонности учащихся?
-
Как организовано осмысленное и прочное усвоение учебного материала учащимся с низким уровнем обучаемости?
-
Какие приемы и средства используются в работе со способными учениками для достижения углубленного и расширенного усвоения темы?
-
Учитываются ли трудности и ошибки учащихся, возникающие в процессе объяснения нового материала, как они предупреждаются и устраняются?
-
Предлагаются ли учащимся дифференцированные задания или работа осуществляется по единым образцам?
-
Способствуют ли самостоятельные задания продвижению в «зону ближайшего развития» ученика?
-
Соответствуют ли контроль и оценка результатов проявленной работоспособности, склонностям учащихся?
-
Проводится ли работа по обучению приемам само- и взаимоконтроля? · Как обеспечивается надлежащий темп обучения?
-
Учтены ли особенности детей при создании групп и пар?
-
Какие формы коллективной познавательной деятельности используются, насколько они результативны?
-
Организована ли взаимопомощь, если да, то как?
-
Ведется ли учителем учет трудностей в учебной работе учащихся?
-
Дифференцируется ли домашнее задание?
-
Какие формы и методы проверки домашнего задания используются в работе е разными учениками, какова их результативность?
Образовательная среда уроков в данном классе рассматривается с точки зрения рациональности методов и организационных форм занятий, педагогических технологий, эффективности деятельности педагогов по созданию ориентировочной основы на занятиях, активизации познавательной деятельности учащихся, организации контроля и создания положительного эмоционального настроя и регуляции поведения учащихся.
Подробнее прочитать об анализе урока можно в учебном пособии: Г.Б.Скок «Как проанализировать собственную педагогическую деятельность», Москва, 2001г.
Урок – главная составная часть учебного процесса. Качество подготовки учащихся во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Как же построить урок, который вызывал бы у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировал их творческое сознание?
Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь в подготовке урока.
-
Четко определить и сформулировать для себя его тему:
-
Определить место темы в учебном курсе;
-
Определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, посмотреть на урок ретроспективно.
-
-
Определить цели. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
-
Спланировать учебный материал урока
Подобрать литературу по теме
Подобрать учебные задания, целью которые является:
-
Узнавание нового материала;
-
Воспроизведение;
-
Применение знаний в незнакомой ситуации;
-
Творческий подход к знаниям;
-
-
Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».
-
Составить три набора заданий:
-
Задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
-
Задания, способствующие осмыслению материала учеником;
-
Задания, способствующие закреплению материала учеником.
-
-
Продумать «изюминку» урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже неизвестному.
-
Сгруппировать отобранный учебный материал. Продумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся. Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.
-
Контроль за деятельностью учащихся. Продумать:
-
Что контролировать;
-
Как контролировать;
-
Как использовать результаты контроля
При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать учащимся подлинный интерес учителя к их работе.
-
-
Оборудование урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, технических средств обучения.
-
Домашние задания. Продумать содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению.
-
Конспект урока
Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект, который должен содержать три основные части:
· Формальную;
· Содержательную;
· Аналитическую.
Формальная часть выглядит так:
Дата
Урок №
Тема:
Цели:
Оборудование:
Последовательность отдельных этапов урока.
Литература
Содержательная часть
Тексты всех заданий, новый учебный материал, решающие задачи, рекомендации по выполнению домашнего задания. Особенное внимание обратить на то, чтобы вопросы учителя в конспекте были выделены другим цветом: зафиксирована на каждом этапе деятельность учителя и учеников.
Аналитическая часть
обратите внимание - заполняется после урока – самоанализ урока.
Опрос предполагает систематическую работу над совершенствованием знаний учащихся, развитием их языковой культуры и мышления, способностей давать развернутый, полный логически последовательный и аргументированный ответ. Мы не можем ограничиваться только изложением фактов, главное в ответе ученика – рассуждения, самостоятельный анализ, объяснение явлений.
Работа над ответом ученика – один из решающих факторов формирования знаний. Раньше были специальные предметы, развивающие культуру речи: пиитика, риторика, логика. Теперь эти предметы не включены в учебный план. Предполагается, что учителя- предметники будут сами обучать искусству ответа. Опыт лучших учителей показывает, что существует целая система работы по выработке умений учащихся давать полный и глубокий ответ.
Вот наиболее распространенные и доступные приемы:
• учитель сам дает полный ответ на поставленный вопрос, демонстрируя образец ответа. Тут же требуется повторение ответа учащимися;
• составляются планы и совместными усилиями подбирается и располагается материал;
• в отдельных случаях разрешается пользоваться при подготовке ответа учебником, тетрадями, пособиями;
• после ответа учащегося проводится тщательный его анализ, дополняются отдельные разделы, подчеркиваются ошибки в языке, логике изложения, аргументации, выводах;
• время от времени пишутся краткие письменные ответы на те или иные вопросы;
• учитель дает краткий анализ ответа ученика.
• Учитель ни в коем случае не допускает односложных ответов, не вмешивается в ход ответа, не задает постоянно наводящих и подсказывающих вопросов.
«Формирование познавательного интереса учащихся на уроке»
-
Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.
-
Сообщение в начале урока не только темы, но и последовательности урока.
-
Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали», но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что хотелось бы выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
-
Использование проблемных творческих заданий.
-
Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
-
Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся.
-
Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.
-
Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения задания без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.
-
Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
-
Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно — неправильно), но и по процессу его достижения.
-
Поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные.
-
Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Введение тестирования в практику школьного обучения – факт неоспоримый. В основном используются тесты успешности, которые измеряют количество знаний и умений, полученных учеником при изучении темы. Существует много стандартных тестов успешности, представленных в методических пособиях, но многие тесты составляет сам учитель. Познакомимся с тестами поближе.
Например, обучающие и обобщающие тесты успешности. Различия между ними заключается в их применении.
Обучающие тесты выявляют области, в которых ученики достигли наибольших и наименьших результатов в ходе обучения. Цель – оценить уровень знаний, выявить неусвоенные вопросы, откорректировать дальнейшее обучение.
В конце изучения темы проводят обобщающие тесты, позволяющие определить итоговый уровень полученных результатов.
Объективные тесты и тесты – эссе.
Выбор варианта тестирования связан с особенностями учебного материала. Например, учебный материал по точным и естественнонаучным предметам может быть формализован и структурирован, но по гуманитарным предметам это сделать сложнее. Тесты различаются использованием закрытых вопросов (с набором готовых ответов, объективные тесты) или открытых (ответ предлагается сформулировать учащимся, тесты-эссе).
«Объективный тест» означает «не предполагающий интерпретации». Такой тест может представлять собой серию задач с набором единственно правильных решений, вопросы с несколькими вариантами ответов, подбор пары, выбор верных, неверных предложений, заполнение пропусков и.т.д.
Возможно предложение разнообразных заданий внутри одного теста, так как общая оценка не зависит от типа задания, вызвавшего затруднения у одного из учеников.
Если нужно выявить родственные связи между сходными понятиями, то лучше всего подойдет задание «подбери пару». Если для теста с множественным выбором трудно найти несколько неправильных ответов, то эту проблему легко решить с помощью теста правильных и неправильных утверждений.
Правила составления тестов с выбором ответа
-
Высказывание должно быть сформулировано четко и ясно, содержать только одну проблему, несущественные детали опускаются.
-
Проблема в основе теста должна быть сформулирована утвердительным предложением. Если вы используете такие слова как «нет», «кроме», то их желательно либо подчеркнуть, либо выделить жирным шрифтом.
-
Каждый ответ должен соответствовать грамматической форме основного вопроса так, чтобы ни один вариант не был заведомо неправильным уже по грамматическим признакам.
-
Категоричных слов типа «всегда», «все», «никогда» нужно избегать, иначе они могут появиться во всех альтернативных ответах. Большинство сообразительных людей при ответе на вопросы теста знают, что нужно избегать категорических ответов.
-
Следует избегать двух неверных ответов со сходным смыслом, так как это сужает выбор.
-
Не нужно пользоваться точными формулировками, взятыми из учебника, так как слабые ученики могут просто выбрать правильный ответ, не понимая, что он означает.
-
Не стоит часто использовать выражения «все нижеследующее», «ничего из следующего», так как они могут помочь тем ученикам, которые отвечают наугад.
-
Место правильного ответа должно постоянно меняться. Четкая схема построения текста также является подсказкой для ученика, который отвечает наугад.
-
Правильный ответ иногда бывает намного длиннее и детальнее, чем другие. Это тоже подсказка.
Тест-эссе. Некоторые области знаний (особенно гуманитарные) лучше оцениваются, когда ученику предлагается самому составить ответ на вопрос. В этом случае хорошо подойдет тест-эссе. Тест-эссе более всего похож на так называемый «проверочный ди