Информация —
общенаучное понятие, включающее в себя совокупность знаний о
фактических данных и зависимостях между ними. Один из видов ресурсов,
используемых в научной, производственной деятельности и в быту. В
зависимости от содержания, способа получения, характера и других
параметров информацию подразделяют на общественно-политическую,
социально-экономическую, научно-педагогическую, научно-техническую и
т.д.; на статическую (постоянную) и динамическую (переменную); на
первичную (или входную), производную (промежуточную) и выходную; на
осведомляющую и управляющую; на полную и выборочную; на избыточную и
недостаточную; на полезную и ложную; на оперативную и ретроспективную;
на реферативную, сигнальную и текущую и т.д. Регистрация, накопление,
хранение и обмен информацией между людьми или машинами осуществляются
с помощью магнитных лент, дискет, микрофиш, перфокарт и других
материальных средств (носителей информации).
Информационная деятельность - деятельность по обеспечению информацией различных групп пользователей.
Информационное обслуживание - обслуживание различных групп пользователей (учителей, научных сотрудников, руководителей научных подразделении и образования и т.д.) с целью удовлетворения их информационных потребностей.
База знаний – информационная система, содержащая не подлежащий дополнению объем информации по данной теме и логически структуированная.
Информационный запрос — сформулированное на естественном языке сообщение о потребности абонента получить определенную информацию при его обращении в какую-либо информационно систему. В зависимости от частоты обращения в систему все запросы делятся на постоянные и разовые.
Постоянные запросы могут быть двух типов: запросы абонентов, обслуживаемых в режиме избирательного распространения информации (ИРИ); стандартные запросы, в которых зафиксированы обобщающие тематические признаки какой-либо проблемы без ее детализации, территориальной привязки и других ограничений, например, по языку, виду документов, хронологии, накладываемых отдельными пользователями.
Разовые запросы — нерегулярные запросы пользователей в систему. Проводятся как по всему информационному массиву, тик и в заданной его части, например, в массиве документов, введенных в систему за два последних года, или по какой-то тематической базе данных, например истории педагогики, методике преподавания физики и т.д.
Другое основание деления информационных потребностей — в зависимости от их содержания:
— тематические запросы, ориентированные на получение библиографической информации по какой-либо проблеме или нескольким проблемам;
— авторские запросы, ориентированные на поиск работ определенного автора или группы авторов;
— запросы на поиск педагогической литературы на определенном языке;
— запросы на поиск статей, опубликованных в определенном периодическом издании (научно-педагогическом журнале, газете и т.д.);
— запросы на поиск рецензий, переводов, неопубликованных документов (диссертации, депонированные рукописи, материалы передового педагогического опыта, отчеты о зарубежных командировках);
—запросы на поиск публикаций по неполным библиографическим данным, требующим уточнения элементов библиографического описания;
— комбинированные запросы, включающие различные требования (например, запросы на поиск paботы определенного автора по той или иной теме).
Информационные технологии обучения – все технологии, использующие специальные технические информационные средства (персональный компьютер (ПК), аудио, видео, ИНТЕРНЕТ).
Информационные (компьютерные) технологии – это процессы полготовки и передачи информации посредством компьютера.
Мультимедиа (многовариативная среда) – это пакет программ и технических средств, позволяющих сочетать текстовую, графическую информацию со звуком, видео, кинофрагментами и мультипликацией.
Информационное обеспечение системы образования — информирование и снабжение образовательных учреждений и органов управления сведениями и техническими системами, обеспечивающими прямую и обратную связь системы образования с другими общественными системами.
Информационные потребности работников образования — осознанные специалистами потребности в получении определенных данных для решения научных и практических задач в сфере образования. Информационные потребности пользователей относительно устойчивы, характеризуются постоянным интересом к определенной тематике, видам и формам информационных услуг. В то же время по мере их удовлетворения содержание и форма этих потребностей меняются. Они исчезают и возникают вновь, создавая новую познавательную ситуацию. Это – особый вид познавательной и практической деятельности, внутреннее переживание человека. Будучи осознанными, информационные потребности активно влияют на включенность пользователя в научно-информационную деятельность, на его выбор новых видов и источников информации.
Различают объективные и субъективные, текущие и ретроспективные, нормативные (стандартные) и нештатные (нестандартные) информационные потребности.
Информационные потребности руководителей (директора образовательных учреждений; научно-исследовательских институтов, ответственные работники министерств и ведомств) — определяются характером их деятельности, нормативными и нештатными потребностями. Информация выдается из потока текущих документов, в которых освещаются главные направления решения тех пли иных проблем, дается прогноз развития образовательных систем на ближайшее будущее. Это практически обеспечивает наличие в системе необходимой и достаточной информации для выполнения руководителями возложенных на них текущих задач управления. Вместе с тем ориентация информационного обеспечения только на нормативные потребности не может охватить все ситуации, которые могут возникнуть в управлении. Поэтому следует также учитывать реальные информационные потребности, которые мoгyт быть выявлены на основе анализа фактически решаемых задач, отклонений от типичных ситуаций, встречающихся в практике. Информация руководителям представляется в виде информационного сообщения, обзора или аналитической справки.
Информационные потребности учителя – потребности учителя в получении информации, необходимой для повышения уровня своей профессиональной подготовки, пополнения и постоянного совершенствования знаний в области педагогики и психологии, методики преподавания, в повышении уровня культуры и эрудиции.
Информационные потребности учителя имеют общественное значение, поскольку возникают в результате осознания им социального смысла своей деятельности. Вместе с тем информационные потребности учителя формируются под влиянием условии, в которых протекает его педагогическая деятельность.
Педагог должен хорошо усвоить дидактику и теорию воспитания, без знания которых трудно достигнуть высоких результата в своей области. Он также обязан хорошо знать свой предмет, быть в курсе достижений науки, основы которой он преподает, на высоком профессиональном уровне организовать учебный процесс, уметь активизировать работу учащихся, развивать и поощрять их интерес к учебе, эффективно использовать технические средства обучения.
Функции учителя не ограничиваются передачей знаний. Он всегда остается воспитателем, формирует личность ученика, помогает ему реализовать жизненные планы, найти место в обществе. Повышение духовного роста учителя возможно лишь при условии постоянного самообразования, что значительно расширяет круг его информационных потребностей. Особенность работы учителя состоит еще и в том, что здесь трудно провести четкую грань между выполнением профессиональных и общественных обязанностей, между производственной и непроизводственной сферой деятельности, работой и свободным временем.
Каждой группе учителей присущи свои специфические информационные потребности. Педагоги — работники школ и групп продленного дня — нуждаются в дополнительной информации, касающейся методики воспитательной работы. Имеют свою специфику информационные потребности молодых учителей, которые только начинают работу в школе.
Информационный центр педагогических источников (eric ) - создан в 1966 г. в США. В основу организации положен децентрализованный подход. Национальный институт образования координирует работу системы путем ряда контрактов. Поставщиками информации выступают отдельные кафедры и лаборатории при университетах и исследовательских организациях, специалисты, занимающие лидирующее положение в Данной области. В сеть входит 16 отделений, каждое из которых отвечает за определенное направление педагогики, отбор, индексирование и реферирование литературы, за выпуск аналитических обзоров и составление аннотированной библиографии по теме, а также за своевременную публикацию информации о документе в сети. Для публикации отбираются все возможные типы документов: монографии, статьи из журналов, исследовательские проекты, программы и доклады, справочники, диссертации и методические разработки. Качество документов оценивают эксперты по новизне, степени доступности, вкладу, который они вносят в науку и практику, степени актуальности. Учитывается авторитетность источника, в котором опубликованы материалы.
Информационный центр ERIC выпускает периодическую библиографию журнальных статей с указателями Current Index to Journals in Education (CUE) и реферативный журнал для остальных источников (Resources in Education ERIC- RIE), издательство реферативных периодических материалов.
Дополнительно для различных групп пользователей Центр выпускает аннотации, рефераты статей, резюме по наиболее актуальным проблемам обучения и воспитания. Для более глубокого изучения материала выходят специальные обзоры, в которых представлены наиболее интересные публикации. Материалы печатаются также в виде микрофиш для распространения в библиотеки.
Все пользователи системы могут за соответствующую плату обратиться по Телефону в справочную службу ACCESS ERIC и получить там консультацию по всем вопросам, связанным с базами данных в области образования. Информация может быть распространена с помощью диалогового или ретроспективного поиска, избирательного распространения (ИРИ). Центр не только собирает педагогическую информацию, но и активно ее пропагандирует. С этой целью несколько раз в год публикуются рефераты статей по актуальным вопросам обучения и воспитания, методике преподавания.
Центр оказывает методическую помощь научным работникам, учителям, руководителям народного образования, студентам педагогических вузов и университетов, школьным библиотекам. Регулярно проводятся выставки, конференции, ведется большая работа по обучению информационных работников, библиотекарей и других пользователей. Особое внимание уделяется информационному обслуживанию школьных библиотек, студентов педагогических вузов и университетов.
Организация информационной службы работников образовательных учреждений — включает несколько этапов: уточнение круга лиц, заинтересованных в получении той или иной информации в области образования; определение наиболее эффективных форм обслуживания абонентов; поиск разумного компромисса между потребностями специалистов и техническими возможностями оперативного доведения научно-педагогической литературы до всех заинтересованных лиц.
Информационная деятельность - деятельность по обеспечению информацией различных групп пользователей.
Информационное обслуживание - обслуживание различных групп пользователей (учителей, научных сотрудников, руководителей научных подразделении и образования и т.д.) с целью удовлетворения их информационных потребностей.
База знаний – информационная система, содержащая не подлежащий дополнению объем информации по данной теме и логически структуированная.
Информационный запрос — сформулированное на естественном языке сообщение о потребности абонента получить определенную информацию при его обращении в какую-либо информационно систему. В зависимости от частоты обращения в систему все запросы делятся на постоянные и разовые.
Постоянные запросы могут быть двух типов: запросы абонентов, обслуживаемых в режиме избирательного распространения информации (ИРИ); стандартные запросы, в которых зафиксированы обобщающие тематические признаки какой-либо проблемы без ее детализации, территориальной привязки и других ограничений, например, по языку, виду документов, хронологии, накладываемых отдельными пользователями.
Разовые запросы — нерегулярные запросы пользователей в систему. Проводятся как по всему информационному массиву, тик и в заданной его части, например, в массиве документов, введенных в систему за два последних года, или по какой-то тематической базе данных, например истории педагогики, методике преподавания физики и т.д.
Другое основание деления информационных потребностей — в зависимости от их содержания:
— тематические запросы, ориентированные на получение библиографической информации по какой-либо проблеме или нескольким проблемам;
— авторские запросы, ориентированные на поиск работ определенного автора или группы авторов;
— запросы на поиск педагогической литературы на определенном языке;
— запросы на поиск статей, опубликованных в определенном периодическом издании (научно-педагогическом журнале, газете и т.д.);
— запросы на поиск рецензий, переводов, неопубликованных документов (диссертации, депонированные рукописи, материалы передового педагогического опыта, отчеты о зарубежных командировках);
—запросы на поиск публикаций по неполным библиографическим данным, требующим уточнения элементов библиографического описания;
— комбинированные запросы, включающие различные требования (например, запросы на поиск paботы определенного автора по той или иной теме).
Информационные технологии обучения – все технологии, использующие специальные технические информационные средства (персональный компьютер (ПК), аудио, видео, ИНТЕРНЕТ).
Информационные (компьютерные) технологии – это процессы полготовки и передачи информации посредством компьютера.
Мультимедиа (многовариативная среда) – это пакет программ и технических средств, позволяющих сочетать текстовую, графическую информацию со звуком, видео, кинофрагментами и мультипликацией.
Информационное обеспечение системы образования — информирование и снабжение образовательных учреждений и органов управления сведениями и техническими системами, обеспечивающими прямую и обратную связь системы образования с другими общественными системами.
Информационные потребности работников образования — осознанные специалистами потребности в получении определенных данных для решения научных и практических задач в сфере образования. Информационные потребности пользователей относительно устойчивы, характеризуются постоянным интересом к определенной тематике, видам и формам информационных услуг. В то же время по мере их удовлетворения содержание и форма этих потребностей меняются. Они исчезают и возникают вновь, создавая новую познавательную ситуацию. Это – особый вид познавательной и практической деятельности, внутреннее переживание человека. Будучи осознанными, информационные потребности активно влияют на включенность пользователя в научно-информационную деятельность, на его выбор новых видов и источников информации.
Различают объективные и субъективные, текущие и ретроспективные, нормативные (стандартные) и нештатные (нестандартные) информационные потребности.
Информационные потребности руководителей (директора образовательных учреждений; научно-исследовательских институтов, ответственные работники министерств и ведомств) — определяются характером их деятельности, нормативными и нештатными потребностями. Информация выдается из потока текущих документов, в которых освещаются главные направления решения тех пли иных проблем, дается прогноз развития образовательных систем на ближайшее будущее. Это практически обеспечивает наличие в системе необходимой и достаточной информации для выполнения руководителями возложенных на них текущих задач управления. Вместе с тем ориентация информационного обеспечения только на нормативные потребности не может охватить все ситуации, которые могут возникнуть в управлении. Поэтому следует также учитывать реальные информационные потребности, которые мoгyт быть выявлены на основе анализа фактически решаемых задач, отклонений от типичных ситуаций, встречающихся в практике. Информация руководителям представляется в виде информационного сообщения, обзора или аналитической справки.
Информационные потребности учителя – потребности учителя в получении информации, необходимой для повышения уровня своей профессиональной подготовки, пополнения и постоянного совершенствования знаний в области педагогики и психологии, методики преподавания, в повышении уровня культуры и эрудиции.
Информационные потребности учителя имеют общественное значение, поскольку возникают в результате осознания им социального смысла своей деятельности. Вместе с тем информационные потребности учителя формируются под влиянием условии, в которых протекает его педагогическая деятельность.
Педагог должен хорошо усвоить дидактику и теорию воспитания, без знания которых трудно достигнуть высоких результата в своей области. Он также обязан хорошо знать свой предмет, быть в курсе достижений науки, основы которой он преподает, на высоком профессиональном уровне организовать учебный процесс, уметь активизировать работу учащихся, развивать и поощрять их интерес к учебе, эффективно использовать технические средства обучения.
Функции учителя не ограничиваются передачей знаний. Он всегда остается воспитателем, формирует личность ученика, помогает ему реализовать жизненные планы, найти место в обществе. Повышение духовного роста учителя возможно лишь при условии постоянного самообразования, что значительно расширяет круг его информационных потребностей. Особенность работы учителя состоит еще и в том, что здесь трудно провести четкую грань между выполнением профессиональных и общественных обязанностей, между производственной и непроизводственной сферой деятельности, работой и свободным временем.
Каждой группе учителей присущи свои специфические информационные потребности. Педагоги — работники школ и групп продленного дня — нуждаются в дополнительной информации, касающейся методики воспитательной работы. Имеют свою специфику информационные потребности молодых учителей, которые только начинают работу в школе.
Информационный центр педагогических источников (eric ) - создан в 1966 г. в США. В основу организации положен децентрализованный подход. Национальный институт образования координирует работу системы путем ряда контрактов. Поставщиками информации выступают отдельные кафедры и лаборатории при университетах и исследовательских организациях, специалисты, занимающие лидирующее положение в Данной области. В сеть входит 16 отделений, каждое из которых отвечает за определенное направление педагогики, отбор, индексирование и реферирование литературы, за выпуск аналитических обзоров и составление аннотированной библиографии по теме, а также за своевременную публикацию информации о документе в сети. Для публикации отбираются все возможные типы документов: монографии, статьи из журналов, исследовательские проекты, программы и доклады, справочники, диссертации и методические разработки. Качество документов оценивают эксперты по новизне, степени доступности, вкладу, который они вносят в науку и практику, степени актуальности. Учитывается авторитетность источника, в котором опубликованы материалы.
Информационный центр ERIC выпускает периодическую библиографию журнальных статей с указателями Current Index to Journals in Education (CUE) и реферативный журнал для остальных источников (Resources in Education ERIC- RIE), издательство реферативных периодических материалов.
Дополнительно для различных групп пользователей Центр выпускает аннотации, рефераты статей, резюме по наиболее актуальным проблемам обучения и воспитания. Для более глубокого изучения материала выходят специальные обзоры, в которых представлены наиболее интересные публикации. Материалы печатаются также в виде микрофиш для распространения в библиотеки.
Все пользователи системы могут за соответствующую плату обратиться по Телефону в справочную службу ACCESS ERIC и получить там консультацию по всем вопросам, связанным с базами данных в области образования. Информация может быть распространена с помощью диалогового или ретроспективного поиска, избирательного распространения (ИРИ). Центр не только собирает педагогическую информацию, но и активно ее пропагандирует. С этой целью несколько раз в год публикуются рефераты статей по актуальным вопросам обучения и воспитания, методике преподавания.
Центр оказывает методическую помощь научным работникам, учителям, руководителям народного образования, студентам педагогических вузов и университетов, школьным библиотекам. Регулярно проводятся выставки, конференции, ведется большая работа по обучению информационных работников, библиотекарей и других пользователей. Особое внимание уделяется информационному обслуживанию школьных библиотек, студентов педагогических вузов и университетов.
Организация информационной службы работников образовательных учреждений — включает несколько этапов: уточнение круга лиц, заинтересованных в получении той или иной информации в области образования; определение наиболее эффективных форм обслуживания абонентов; поиск разумного компромисса между потребностями специалистов и техническими возможностями оперативного доведения научно-педагогической литературы до всех заинтересованных лиц.
Рекомендованная литература по вопросам информатизации
- Полонский В. М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. – М.: Новая школа, 1995.
- Алиев А.А. Состояние и перспективы исследований информационных потребностей в области общественных наук /Развитие научной информации по общественным наукам в условиях перестройки. (Материалы научно-практической конференции ИНИОН АН СССР, 25-26 апреля 1988 г.). Часть 2.
- Аранский В.С. Информационное обеспечение реформы общеобразовательной и профессиональной школы // Актуальные проблемы совершенствования научно-педагогической информации: Сб. науч. тр. /Редкол.: В.С. Аранский (отв. ред.) и др. – М.: Изд-во АПН СССР, 1985.
- Гиляревский Р.С. Основные источники научно-технической информации и их использование //Научно-техническая информация. ВИНИТИ. М., 1972.
- ГОСТ 7.27-80. Научно-информационная деятельность. Основные термины и определения.
- Джонатан Д. Файф. Цели, практика и проблемы использования информационных систем в области образования //Перспективы. – 1982. № ?.
- Иванова Г.В., Хрыкина Г.В. Опыт изучения информационных потребностей учителей средних общеобразовательных школ //Актуальные проблемы совершенствования научно-педагогической информации: Сб. науч. тр. /Редкол.: В.С. Аранский (отв. ред.) и др. – М.: Изд-во АПН СССР, 1985.
- Мария Гезене Шарлош, Михай Балаш. Служба научно-педагогической информации в Венгерской Народной Республике. Информационное обеспечение педагогической науки и школьной практики в социалистических странах: Сб. науч. трудов. – М.: Изд-во АПН СССР, 1987.
- Общая программа по информации //Бюллетень ЮНИСИСТ, 1986. Т. 14. № 3.
- Органы научно-технической информации: Справочник. – М.: Изд-во ВИНИТИ, 1992.
- Полонский В.М. Основные принципы информационной обработки результатов педагогических исследований //Актуальные проблемы совершенствования системы научно-педагогической информации. – М.: Изд-во НИИ ОП АПН СССР, 1985.
- Полонский В.М. Рубрикатор как средство совершенствования научной и информационной деятельности. Развитие научной информации по общественным наукам в условиях перестройки: Материалы научно-практической конференции ИНИОН АН СССР, 25-26 апреля 1988 г. Часть 2.
- Полонский В.М. Методика составления информационно-поискового тезаруса по народному образованию и педагогике. Рег. номер 446.89.
- Полонский В.М. Принципы и методика разработки информационно-поискового тезаруса по народному образованию и педагогике //Принципы и методы автоматизации информационных процессов в отраслевой системе педагогической информации: Сб. науч. тр. – М.: Изд-во АПН СССР, 1990.
- Полонский В.М. Тезарус информационно-поисковый по народному образованию и педагогике. Рег. номер 126.91.
- Прохазкова Хана. Информация и учитель. Прага: ЕИЦ-ПКУ. Карлов университет. 1986.
- Прохазкова Хана. Роль педагогической информации по проблемам повышения квалификации учителей в международном сотрудничестве социалистических стран //Информационное обеспечение педагогической науки и школьной практики в социалистических странах: Сб. науч. трудов. – М.: - Изд-во АПН СССР, 1987.
- Сеть банков педагогической информации: (Пособие). – М.: Изд-во ИНИНФО, 1993.
- Склянина Л.Н. Пути совершенствования информационного обеспечения научно-педагогических исследований //Информационное обеспечение педагогической науки и школьной практики в социалистических странах: Сб. науч. трудов. – М.: Изд-во АПН СССР, 1987.
- Терминологический словарь по основам информатики и вычислительной техники /А.П. Ершов, Н.М. Шиманский, А.П. Окунева, Н.В. Баско; Под. ред. А.П. Ершова, Н.М. Шиманского. – М.: Просвещение, 1991.
- Юсуфбекова Н.Р. Информационные потребности руководящих работников системы народного образования //Актуальные проблемы совершенствования научно-педагогической информации: Сб. науч. тр. /Редкол.: В.С. Аранский (отв. ред.) и др. – М.: Изд-во АПН СССР, 1985.
- Янкова Мария. Система и формы научно-педагогической информации в Народной Республике Болгарии //Информационное обеспечение педагогической науки и школьной практики в социалистических странах: Сб.науч. трудов. – М.: Изд-во АПН СССР, 1987.
- Актуальные проблемы совершенствования системы научно-педагогической информации. – М.: Высш. шк., 1985.
- Ермола А. М. Роль информационно-методического обеспечения в управлении образованием. /Мастерская гуманности: информационный вестник № 4. Харьков: ИМЦ, Рубикон, 1996.
- Ермола А. М. Целевое управление образованием на основе экспертно-информационного подхода. /Мастерская гуманности: информационный вестник № 5. Харьков: ИМЦ, РЦНИТ, 1997.