ШколаГлавная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS | Понедельник, 14.10.2024, 12:23 |
Школа №399 г.Москва - школа информатизации | |
Вы вошли как Гость Группа "Гости"Приветствую Вас Гость |
|
Словарь по информатизации образования Информация —
общенаучное понятие, включающее в себя совокупность знаний о
фактических данных и зависимостях между ними. Один из видов ресурсов,
используемых в научной, производственной деятельности и в быту. В
зависимости от содержания, способа получения, характера и других
параметров информацию подразделяют на общественно-политическую,
социально-экономическую, научно-педагогическую, научно-техническую и
т.д.; на статическую (постоянную) и динамическую (переменную); на
первичную (или входную), производную (промежуточную) и выходную; на
осведомляющую и управляющую; на полную и выборочную; на избыточную и
недостаточную; на полезную и ложную; на оперативную и ретроспективную;
на реферативную, сигнальную и текущую и т.д. Регистрация, накопление,
хранение и обмен информацией между людьми или машинами осуществляются
с помощью магнитных лент, дискет, микрофиш, перфокарт и других
материальных средств (носителей информации). Информационная деятельность - деятельность по обеспечению информацией различных групп пользователей. Информационное обслуживание - обслуживание различных групп пользователей (учителей, научных сотрудников, руководителей научных подразделении и образования и т.д.) с целью удовлетворения их информационных потребностей. База знаний – информационная система, содержащая не подлежащий дополнению объем информации по данной теме и логически структуированная. Информационный запрос — сформулированное на естественном языке сообщение о потребности абонента получить определенную информацию при его обращении в какую-либо информационно систему. В зависимости от частоты обращения в систему все запросы делятся на постоянные и разовые. Постоянные запросы могут быть двух типов: запросы абонентов, обслуживаемых в режиме избирательного распространения информации (ИРИ); стандартные запросы, в которых зафиксированы обобщающие тематические признаки какой-либо проблемы без ее детализации, территориальной привязки и других ограничений, например, по языку, виду документов, хронологии, накладываемых отдельными пользователями. Разовые запросы — нерегулярные запросы пользователей в систему. Проводятся как по всему информационному массиву, тик и в заданной его части, например, в массиве документов, введенных в систему за два последних года, или по какой-то тематической базе данных, например истории педагогики, методике преподавания физики и т.д. Другое основание деления информационных потребностей — в зависимости от их содержания: — тематические запросы, ориентированные на получение библиографической информации по какой-либо проблеме или нескольким проблемам; — авторские запросы, ориентированные на поиск работ определенного автора или группы авторов; — запросы на поиск педагогической литературы на определенном языке; — запросы на поиск статей, опубликованных в определенном периодическом издании (научно-педагогическом журнале, газете и т.д.); — запросы на поиск рецензий, переводов, неопубликованных документов (диссертации, депонированные рукописи, материалы передового педагогического опыта, отчеты о зарубежных командировках); —запросы на поиск публикаций по неполным библиографическим данным, требующим уточнения элементов библиографического описания; — комбинированные запросы, включающие различные требования (например, запросы на поиск paботы определенного автора по той или иной теме). Информационные технологии обучения – все технологии, использующие специальные технические информационные средства (персональный компьютер (ПК), аудио, видео, ИНТЕРНЕТ). Информационные (компьютерные) технологии – это процессы полготовки и передачи информации посредством компьютера. Мультимедиа (многовариативная среда) – это пакет программ и технических средств, позволяющих сочетать текстовую, графическую информацию со звуком, видео, кинофрагментами и мультипликацией. Информационное обеспечение системы образования — информирование и снабжение образовательных учреждений и органов управления сведениями и техническими системами, обеспечивающими прямую и обратную связь системы образования с другими общественными системами. Информационные потребности работников образования — осознанные специалистами потребности в получении определенных данных для решения научных и практических задач в сфере образования. Информационные потребности пользователей относительно устойчивы, характеризуются постоянным интересом к определенной тематике, видам и формам информационных услуг. В то же время по мере их удовлетворения содержание и форма этих потребностей меняются. Они исчезают и возникают вновь, создавая новую познавательную ситуацию. Это – особый вид познавательной и практической деятельности, внутреннее переживание человека. Будучи осознанными, информационные потребности активно влияют на включенность пользователя в научно-информационную деятельность, на его выбор новых видов и источников информации. Различают объективные и субъективные, текущие и ретроспективные, нормативные (стандартные) и нештатные (нестандартные) информационные потребности. Информационные потребности руководителей (директора образовательных учреждений; научно-исследовательских институтов, ответственные работники министерств и ведомств) — определяются характером их деятельности, нормативными и нештатными потребностями. Информация выдается из потока текущих документов, в которых освещаются главные направления решения тех пли иных проблем, дается прогноз развития образовательных систем на ближайшее будущее. Это практически обеспечивает наличие в системе необходимой и достаточной информации для выполнения руководителями возложенных на них текущих задач управления. Вместе с тем ориентация информационного обеспечения только на нормативные потребности не может охватить все ситуации, которые могут возникнуть в управлении. Поэтому следует также учитывать реальные информационные потребности, которые мoгyт быть выявлены на основе анализа фактически решаемых задач, отклонений от типичных ситуаций, встречающихся в практике. Информация руководителям представляется в виде информационного сообщения, обзора или аналитической справки. Информационные потребности учителя – потребности учителя в получении информации, необходимой для повышения уровня своей профессиональной подготовки, пополнения и постоянного совершенствования знаний в области педагогики и психологии, методики преподавания, в повышении уровня культуры и эрудиции. Информационные потребности учителя имеют общественное значение, поскольку возникают в результате осознания им социального смысла своей деятельности. Вместе с тем информационные потребности учителя формируются под влиянием условии, в которых протекает его педагогическая деятельность. Педагог должен хорошо усвоить дидактику и теорию воспитания, без знания которых трудно достигнуть высоких результата в своей области. Он также обязан хорошо знать свой предмет, быть в курсе достижений науки, основы которой он преподает, на высоком профессиональном уровне организовать учебный процесс, уметь активизировать работу учащихся, развивать и поощрять их интерес к учебе, эффективно использовать технические средства обучения. Функции учителя не ограничиваются передачей знаний. Он всегда остается воспитателем, формирует личность ученика, помогает ему реализовать жизненные планы, найти место в обществе. Повышение духовного роста учителя возможно лишь при условии постоянного самообразования, что значительно расширяет круг его информационных потребностей. Особенность работы учителя состоит еще и в том, что здесь трудно провести четкую грань между выполнением профессиональных и общественных обязанностей, между производственной и непроизводственной сферой деятельности, работой и свободным временем. Каждой группе учителей присущи свои специфические информационные потребности. Педагоги — работники школ и групп продленного дня — нуждаются в дополнительной информации, касающейся методики воспитательной работы. Имеют свою специфику информационные потребности молодых учителей, которые только начинают работу в школе. Информационный центр педагогических источников (eric ) - создан в 1966 г. в США. В основу организации положен децентрализованный подход. Национальный институт образования координирует работу системы путем ряда контрактов. Поставщиками информации выступают отдельные кафедры и лаборатории при университетах и исследовательских организациях, специалисты, занимающие лидирующее положение в Данной области. В сеть входит 16 отделений, каждое из которых отвечает за определенное направление педагогики, отбор, индексирование и реферирование литературы, за выпуск аналитических обзоров и составление аннотированной библиографии по теме, а также за своевременную публикацию информации о документе в сети. Для публикации отбираются все возможные типы документов: монографии, статьи из журналов, исследовательские проекты, программы и доклады, справочники, диссертации и методические разработки. Качество документов оценивают эксперты по новизне, степени доступности, вкладу, который они вносят в науку и практику, степени актуальности. Учитывается авторитетность источника, в котором опубликованы материалы. Информационный центр ERIC выпускает периодическую библиографию журнальных статей с указателями Current Index to Journals in Education (CUE) и реферативный журнал для остальных источников (Resources in Education ERIC- RIE), издательство реферативных периодических материалов. Дополнительно для различных групп пользователей Центр выпускает аннотации, рефераты статей, резюме по наиболее актуальным проблемам обучения и воспитания. Для более глубокого изучения материала выходят специальные обзоры, в которых представлены наиболее интересные публикации. Материалы печатаются также в виде микрофиш для распространения в библиотеки. Все пользователи системы могут за соответствующую плату обратиться по Телефону в справочную службу ACCESS ERIC и получить там консультацию по всем вопросам, связанным с базами данных в области образования. Информация может быть распространена с помощью диалогового или ретроспективного поиска, избирательного распространения (ИРИ). Центр не только собирает педагогическую информацию, но и активно ее пропагандирует. С этой целью несколько раз в год публикуются рефераты статей по актуальным вопросам обучения и воспитания, методике преподавания. Центр оказывает методическую помощь научным работникам, учителям, руководителям народного образования, студентам педагогических вузов и университетов, школьным библиотекам. Регулярно проводятся выставки, конференции, ведется большая работа по обучению информационных работников, библиотекарей и других пользователей. Особое внимание уделяется информационному обслуживанию школьных библиотек, студентов педагогических вузов и университетов. Организация информационной службы работников образовательных учреждений — включает несколько этапов: уточнение круга лиц, заинтересованных в получении той или иной информации в области образования; определение наиболее эффективных форм обслуживания абонентов; поиск разумного компромисса между потребностями специалистов и техническими возможностями оперативного доведения научно-педагогической литературы до всех заинтересованных лиц. Рекомендованная литература по вопросам информатизации
|
|
Администратор сайта Литвинов О. В. © 2024 |
Сайт управляется системой uCoz |