ШколаГлавная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS | Пятница, 04.10.2024, 20:48 |
Школа №399 г.Москва - школа информатизации | |
Вы вошли как Гость Группа "Гости"Приветствую Вас Гость |
|
НТТМОрганизация научно-технического творчества в школе«Наукой надо начинать заниматься не в 30-40 лет, а когда тебе пятнадцать…» А. Н. Велихов вице-президента АН СССР Развитие нашего общества в значительной степени зависит от инициативы, энергии, знаний, способностей, творчества каждого человека. Стержнем трудовой активности выступает ныне умение каждого трудящегося технически грамотно мыслить, рационально и эффективно работать. В связи с этим большое значение имеет формирование производственника такого типа, основу действий которого составляли бы высокое профессиональное мастерство, целеустремленность, инициатива и творчество. А значит, требуется перестройка как системы ценностных ориентаций, так и практических мер в подготовке, обучении и воспитании учащихся и одна из важных задач здесь – сформировать у человека тягу к изобретательской и рационализаторской, исследовательской деятельности, к техническому творчеству. В свою очередь, научно-техническое творчество и изобретательская и рационализаторская деятельность – это и школа формирования высоких нравственных качеств человека. Современные темпы, динамика научно-технического прогресса придают новое содержание целям и задачам среднего специального образования в подготовке специалиста — творчески мыслящей личности, не просто грамотного и знающего специалиста Творчество не зря считается одним из важнейших видов человеческой деятельности. Без него было б абсолютно невозможным развитие человеческого общества, а значит, и его существование. Хороший учитель творчества должен быть одновременно и творцом, и организатором творчества, и ценителем его результатов. Научное творчество - это вид творческой деятельности, ведущей к созданию принципиально новых и социально значимых духовных продуктов - знаний, используемых в дальнейшем во всех сферах материального и духовного производства. Техническое же творчество - вид творческой деятельности по созданию материальных продуктов - технических средств, образующих искусственное окружение человека - техносферу; оно включает генерирование новых инженерных идей и их воплощение в проектной документации, опытных образцах и в серийном производстве. Поэтому было бы большим упрощением видеть в проектировании простую материализацию научных открытий. Чтобы наука действительно стала непосредственной производительной силой, необходимо добиться более тесной координации научного исследования и инженерного проектирования, ориентации науки на практически значимые исследования и ориентации инженерии на оперативную реализацию научных открытий. Научно-техническое творчество - это основа инновационной деятельности. Поэтому НТТМ является важнейшей составляющей образования. Обучение творческому труду – это воспитание нового отношения к своей профессии: выработка "поискового навыка”, вскрытие причин и следствий несовершенства организации производства, его техники и технологии, возбуждение и поддержание неуспокоенности от достигнутого результата. Это обучение вырабатывает повышенный интерес к своей профессии, потребность в постоянном поиске неиспользованных резервов, в ускоренном приведении их в действие через совершенствование технологии выполняемой работы и улучшение (или создание новых) приспособлений, инструментов, макетов и т.д. Еще 20 -30 лет назад на всех предприятиях, в образовательных учреждениях существовали организации НОУ, назначались руководители кружков научно-технического творчества. Была также моральная и материальная заинтересованность в виде благодарностей, грамот, премий и т.д. Выпускались журналы "Техника молодежи”, "Изобретатель и рационализатор” и другие. Основной целью НОУ является выявление и поддержка одаренных учащихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно-исследовательских интересов. Конечно же, главное направление – это выдвижение и реализация в научных исследованиях творческих идей и создание научных работ и проектов. Организационно общество построено, как массовое добровольное многопрофильное объединение учащихся, которое является составной частью общей системы работы с учащимися по формированию их познавательной и общественной активности. НОУ обеспечивает единство учебной и внеурочной деятельности, способствует раннему выявлению и развитию дарования. Каждый учащийся может найти себе дело по душе. Первым шагом возрождения научно-технического творчества молодежи стало участие в выставках. Выставки НТТМ, как мне кажется, дают возможность реализовать творческий потенциал молодежи, воплощение смелых идей в области науки, техники и технологий, это - "путевка в жизнь” для перспективных разработок и неординарных проектов. Среди основных проблем, возникающих при организации НТТМ были названы: слабая материальная база образовательных учреждений, низкая мотивация преподавательского состава, из-за отсутствия дополнительного финансирования, слабая освещенность данной темы средствами массовой информации. Для активизации НТТМ были внесены следующие предложения: • продолжить обмен опытом по данной теме, • активизировать связь образовательных учреждений с производством, • привлекать к данной проблеме СМИ, • продолжить работу по организации круглых столов и выставок. Хотелось бы верить, что всестороннее изучение высказанных проблем и последующие эффективные действия приведут к активизации технического новаторства. Глоссарий НТТМ Нау́ка — особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и производство объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Основой этой деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых научных знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие — прогнозировать. Те естественнонаучные теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества. Научные методы 1. Наблюдение фактов и измерение, количественное или качественное описание наблюдений. В таких описаниях с необходимостью используются различные абстракции. 2. Анализ результатов наблюдения — их систематизация, вычленение значимого и второстепенного. 3. Обобщение (синтез) и формулирование гипотез, теорий. 4. Прогноз: формулирование следствий из предложенной гипотезы или принятой теории с помощью дедукции, индукции или других логических методов. 5. Проверка прогнозируемых следствий с помощью эксперимента (по терминологии Карла Поппера — критического эксперимента). Академические науки 1. Гуманитарные 2. Общественные 3. Естественные 4. Точные 5. Прикладные. Анализ - греч. слово analozis – "решение”, "разрешение”. Т. "аналитическая” восходит к Виету, который отвергал слово "алгебра” как варварское, заменяя его словом "анализ”. Операция мысленного или реального расчленения целого (вещи, свойства, процесса или отношения между предметами) на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно-практической деятельности человека. Дедукция - лат. слово deductio-"выведение”. Это форма мышления, посредством которой утверждение выводится чисто логически (по правилам логики) из некоторых данных утверждений – посылок. Метод мышления, при котором частное положение логическим путем выводится из общего, вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждений), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования. Индукция - лат. слово inductio – "наведение”. Один из методов доказательства математических утверждений. Этот метод впервые появляется у Паскаля. Метод доказательства, при котором утверждение доказывается для конечного числа частных случаев, исчерпывающих все возможности. |
|
Администратор сайта Литвинов О. В. © 2024 |
Сайт управляется системой uCoz |